Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРЕРВИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
55, С. 369-378 опубликовано: 26 февраля 2024г.


ПЕРЕРВИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

На левом берегу р. Москвы, ныне в черте Москвы; в наст. время - Патриаршее подворье РПЦ.

Вопрос о времени возникновения обители

Перервинский Никольский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Перервинский Никольский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

Перервинский Никольский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Согласно преданию, П. Н. м. основан вскоре после Куликовской битвы 1380 г. как форпост на юж. рубежах Москвы. Достоверных археологических и письменных подтверждений существования обители ранее XVI в. не имеется. По устному свидетельству, в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. при рытье отстойника для слива отработанного масла гальванического производства у сев. фасада Никольского собора были обнаружены кольчуга и другие предметы, однако изучить эти находки не удалось (Афанасьев и др. 2004. С. 392-393); систематических археологических исследований на территории не проводилось. К. А. Аверьянов обосновал т. зр., согласно которой в предании об основании Николо-Угрешского монастыря «спутаны два соседних одноименных монастыря»: Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и П. Н. м., и, соответственно, легенду следует относить именно к П. Н. м. (Аверьянов. 2007. С. 346-347), однако данная гипотеза широкой поддержки не получила, вызвав критику С. З. Чернова (см.: Чернов С. З., Гончарова Н. Н., Лебедева Е. Ю. Некрополь Николо-Угрешского мон-ря по данным археол. раскопок Никольского собора в 2004 г. // Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 153. Примеч. 4, 5). Мнение ряда исследователей о том, что П. Н. м. до XVI в. именовался «Никола Старый» (разбор см.: Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 98-102; см. также: Юхименко. 2005. С. 88; Она же. 2011. С. 14; Аверьянов. 2007. С. 347 (у него «Никола Старый» в отличие от Угрешского Николаевского мон-ря)), не находит подтверждения в источниках, свидетельствующих, что так именовался не П. Н. м., а московский Греческий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь в Китай-городе. Т. о., вопрос о времени основания П. Н. м. остается открытым.

XVI в.- 1775 г.

Адриан, патриарх Московский и всея Руси. Роспись патриарших келий Перервинского мон-ря. XVIII в. Фото: Е. О. Мирошина
Адриан, патриарх Московский и всея Руси. Роспись патриарших келий Перервинского мон-ря. XVIII в. Фото: Е. О. Мирошина

Адриан, патриарх Московский и всея Руси. Роспись патриарших келий Перервинского мон-ря. XVIII в. Фото: Е. О. Мирошина
Опираясь на сведения источников, можно уверенно говорить о существовании П. Н. м. с сер. XVI в. В результате археологической разведки, проведенной в 1998 г. Н. А. Кренке, И. А. Бойцовым и С. З Черновым, на территории П. Н. м. выявлена белоглиняная грубая и красноглиняная гладкая керамика (посл. четв. XV-XVI вв.), белоглиняная гладкая посуда (60-е гг. XVI-XVII вв.) и чернолощеная керамика (XVI-XVII вв.) (Культура средневек. Москвы: Ист. ландшафты. М., 2005. Т. 2: Домен моск. князей в городских станах, 1271-1505 гг. М., 2005. С. 505). В письменных источниках П. Н. м. впервые упоминается в писцовых книгах Московского у. 1573/74 г.: «В Васильцеве же стану, в пусте, Перервинский монастырь на Москве-реке...» (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 9). Вероятнее всего, причиной запустения обители стало разорение во время набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея I в 1571 г. О судьбе монастыря в посл. трети XVI - нач. XVII в. документальных свидетельств нет, но, учитывая местоположение обители, можно предположить, что она пострадала во время набега крымского хана Гази-Гирея II (1591) и в Смутное время. Следующим письменным упоминанием монастыря является запись в писцовой книге 1623/24 г., зафиксировавшая существование в нем деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца, а рядом с ним - небольшой подмонастырской слободки (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 4).

Подъем обители фиксируется в нач. 40-х гг. XVII в., когда крупные вклады в нее сделали царевич (с 1645 царь) Алексей Михайлович, протопоп Стефан Вонифатьев и боярин М. М. Салтыков. Известно о 2 посещениях П. Н. м. царем Алексеем Михайловичем: 5 дек. 1648 г. (Там же) и в апр. 1675 г. (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 1351). Преемники Алексея Михайловича продолжали покровительствовать обители. Подолгу жил в мон-ре патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690-1700), к-рый внес большой вклад в развитие П. Н. м. В XVIII-XIX вв. в П. Н. м. присылали «для исправления» светских и духовных лиц, обвиненных в различных проступках.

В 1764 г. П. Н. м. был отнесен к числу заштатных монастырей. В 1771 г. в П. Н. м. временно перевели братию Угрешского Николаевского мон-ря, где был устроен чумной лазарет. Указом имп. Екатерины II от 27 февр. 1775 г. и указом Синода от 6 марта 1775 г. П. Н. м. приписан к Чудову в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужскому монастырю (ПСЗ. Т. 20. № 14267. С. 70).

1775-1932 гг

После преобразования П. Н. м. из заштатного в приписной, осуществленного митр. Московским Платоном (Левшиным), в обители было размещено подворье митрополитов Московских. Митр. Платон подолгу жил в мон-ре. 9 мая 1775 г. обитель посетила имп. Екатерина II Алексеевна с цесаревичем Павлом (см. Павел I Петрович) и его первой супругой, вел. кнг. Наталией Алексеевной. Впосл. императрица посещала мон-рь еще дважды: 21 июня того же года и 5 июля 1787 г. Неоднократно в 1785-1786 гг. в мон-ре бывал вел. кн. Александр Павлович (буд. имп. Александр I Павлович).

В ходе Отечественной войны 1812 г., 23-24 авг., из обители были вывезены наиболее ценные вещи и казна. 4 сент. монастырь был занят французскими войсками. Солдаты сняли серебряные венцы с икон и риз, разобрали более половины посеребренного медного паникадила, в нижнем Сергиевском храме они иногда обедали и спали. В ночь на 8 окт. части «Великой армии» оставили мон-рь.

Большое внимание развитию монастыря уделяли митр. Московский свт. Филарет (Дроздов), многократно посещавший обитель за свое долгое управление Московской епархией (1821-1867), и его преемники - свт. Иннокентий (Вениаминов; 1868-1879), Иоанникий (Руднев; 1882-1891), сщмч. Владимир (Богоявленский; 1898-1912). К кон. 1916 г. в монастырь провели электрическое освещение.

В 1918 г. храмы П. Н. м. переданы общине верующих, мон-рь перестал существовать как юридическое лицо. В 1918 и 1922 (общий вес изъятого - свыше 148 кг) гг. произведено изъятие церковных ценностей. В июле 1920 г. часть братии обители наряду со служащими Иверской часовни были арестованы по обвинению в спекуляции свечами, образками и крестиками. Часть помещений в нач. 20-х гг. XX в. была закреплена за детским домом Курской железной дороги, в 1924 г. ему была передана надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери. В 1932 г. последние насельники П. Н. м. во главе с архим. прмч. Никанором (Морозкиным) были арестованы и приговорены к различным срокам ссылки (ГАРФ. Ф. 10035. Д. 78798), что означало ликвидацию мон-ря.

Настоятели и братия

C 1-й трети XVII в. до 1764 г. мон-рем управляли игумены, по штатам 1764 г.- строитель. С 1775 г. священноархимандритами обители являлись митрополиты Московские; управляющие или настоятели мон-ря имели в основном сан игумена (за личные заслуги некоторые из них возводились в сан архимандрита), одновременно (до 1814) являясь префектами Перервинской семинарии. Первым известным настоятелем П. Н. м. был игум. Александр, упомянутый в 1632 г. В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Н. м. длительное время управляли игумены Симон (не позднее 1684-1705), Корнилий (1705-1721), Варлаам (1722-1735) и Виктор (1735 - 3 авг. 1746). Среди известных настоятелей обители: архим. (впосл. архиепископ) Ириней (Клементьевский; 12 сент. 1776 - сент. 1782), игум. (впосл. епископ) Досифей (Ильин; дек. 1783 - 5 сент. 1787; в 1787-1789 наместник Троице-Сергиевой лавры, в 1789-1795 архимандрит Троице-Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, в 1795 архимандрит новгородского Антониева монастыря, в 1795-1798 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, в 1798-1817 епископ Орловский, в 1817-1827 управлял Чолнским в честь Рождества Христова муж. мон-рем близ Трубчевска), иером. (впосл. архимандрит) Агапит (Скворцов; 24 марта 1788 - 20 дек. 1789), игум. (впосл. архиепископ) Лаврентий (Бакшевский; 6 янв. 1806 - сент. 1815). Длительное время мон-рем управляли строитель (с 1837 игумен) Пармен (Соколов; 25 июня 1831 - 1 окт. 1848), игум. Константин (24 нояб. 1848 - 29 июля 1861), игум. Никодим (Руднев; 15 мая 1866-1882) и архим. Викентий (Тихомиров; кон. 1882 - 15 сент. 1907), игум. (с 1908 архимандрит) Иоанникий (Николаевский; 15 сент. 1907-1919). Преемниками архим. Иоанникия были игум. (впосл. архимандрит) Иларион (Хряпов; не позднее мая - июль 1920), архим. Антоний (Иванов; сент. 1920 - не ранее июня 1922), прмч. архим. Никанор (Морозкин; впервые упоминается как настоятель общины П. Н. м. 4 нояб. 1923).

Численность братии всегда была небольшой: в 1623/24 г.- 3 чел., в 1766 г.- 14, в 1775 г.- 10, в 1818 г.-11, в 1829 г.- 13, в 1840 г.- 22, в 1859 г.- 20, в 1876 г.- 19, в 1909 г.- 19, в 1917 г.- 25, в 1919 г.- 15, в 1921 г.- 10, в 1928 г.- 3 чел. До 1919 г. часть братии П. Н. м. несла послушания в принадлежавших обители часовнях. В 1870-1874 гг. на покое в П. Н. м. проживал еп. Никодим (Казанцев), в 1878-1887 гг. в братии обители состоял духовный писатель, смотритель Перервинского уч-ща (1876-1878) игумен (с 1887 архимандрит) Никифор (Бажанов). Насельники П. Н. м. назначались настоятелями др. мон-рей: иером. Иоасаф - настоятелем Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца мужской пустыни (1779-1794), игум. Никифор (Бажанов) - настоятелем московского Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря (1887-1895), иером. Евгений - настоятелем Кременецкого Вознесенского монастыря Донской епархии (1907-1908), иером. Пантелеимон (Орлов) - настоятелем Екатерины великомученицы мужской пустыни (1915-1918), иером. (впосл. епископ) Никон (Соловьёв) - настоятелем Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни (1916-1923).

Материальное обеспечение

Первые данные о земельных владениях мон-ря содержатся в писцовых книгах 1573/74 г. и 1623/24 г. В 70-х гг. XVI в. обители принадлежало неск. пустошей в Васильцеве (Васильцове) стане Московского у., в т. ч. Горьево (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 9). В 1623/24 г. за мон-рем числились монастырская слободка (7 бобыльских дворов) (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 4), ок. 491,6 га пашни, сенные покосы и ок. 2,2 га леса (Ист. описание. 1877. С. 96). В 1632 г. по указу царя Михаила Феодоровича обители был возвращен принадлежавший ей «изстари» луг (ок. 6,1625 га) (Там же. С. 96-97). К 1678 г. в подмонастырской слободе числилось 14 дворов и 50 душ муж. пола (Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 104). В 1687 г. мон-рю была отдана пустошка Одинцовская Гривка в Московском у., за которую обитель должна была вносить в казну 1 р. в год. В 1699 г. мон-рь получал денежную ругу в размере 10 р. 10 алтын (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 5).

Основной доход обители со 2-й пол. XVII в. до 1920 г. приносила Иверская часовня, построенная ок. 1659/60 г. у Неглинных (с 1680 Воскресенских) ворот Китай-города, где была установлена Иверская икона Божией Матери (идентифицируется с иконой, находящейся ныне в ГТГ; см.: ПЭ. 2009. Т. 21. С. 15-16). 31 янв. 1675 г. по указу царя Алексея Михайловича П. Н. м. были даны «две скамьи скобяные и судоплатные из оброка по 5-ти алтын на год с скамьи без перекупки» у Неглинных ворот (цит. по: Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 106). 7 марта 1684 г. вдова М. С. Свечникова отдала П. Н. м. в заклад за 120 р. лавку в щепетильном ряду (отошла монастырю, закреплена за ним в 1704). В 1687 г. Г. Н. Брагин пожертвовал на помин души своих родителей и своей 8 деревянных лавок в Китай-городе, в 1688 г. дал в заклад за 120 р. каменную лавку «в масленом ветчинном ряду», а также лавки в свечном ряду, пол-лавки в ветошном ряду, два «скамейных места со всяким строением» в Земляном городе за Тверскими воротами (впосл. отошли мон-рю, закреплены за ним в 1701). Также в 80-х гг. XVII в. московские гости И. И. и С. И. Горбовы передали в вечное владение мон-рю по четверти лавки каждый в серебряном ряду. Примерно в то же время обители отошла и лавка в кафтанном ряду. 15 сент. 1693 г. указами царей Петра I Алексеевича и Иоанна V Алексеевича и патриарха Адриана обители было разрешено устроить деревянную часовню во имя свт. Николая Чудотворца у строившейся Сухаревой башни. В 1698 г. патриарх Адриан подарил мон-рю земли в Городском стане Рузского у., включая 8 пустошей (ок. 491,6 га земли, свыше 18,5 га леса); со временем здесь сформировалось сельцо Лукино. В 1700 г. стряпчий Н. М. Протопопов отдал П. Н. м. внаем на 30 лет, а затем в вечное владение пустошь селище Чернышёво в Фоминском стане Рузского у.

По переписным книгам 1702 г., П. Н. м. владел в Москве 8 часовнями, к-рые вместе с лавками приносили обители 72 р. дохода в год. Все они были упразднены в соответствии с указом от 28 марта 1722 г. После указа 1727 г., позволившего возобновить часовни, П. Н. м. открыл 4 из них: Иверскую, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» за р. Москвой на Конной площадке, во имя свт. Николая Чудотворца у Сухаревой башни, в честь Казанской иконы Божией Матери за Калужскими воротами (ОДДС. Т. 2. Вып. 2. Стб. 78). В 1727 г. мон-рь вместо подворья у Воскресенских ворот (взято под монетный двор) получил подворье в Белом городе в приходе ц. вмч. Георгия в Ст. Лучниках (в 1770 перестроено в камне). В 1744 г. мон-рю принадлежали 114 крестьян. В 1761 г. доходы П. Н. м. составляли 2246 р. 64,5 к. (из них от Иверской часовни 1957 р. 22 к.), в 1774 г.- 4258 р. 55 к. (Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 117-118).

В результате секуляризации церковных имуществ 1764 г. мон-рь утратил большую часть своих владений. За мон-рем была оставлена 91 дес. (ок. 99,4 га) земли, к-рая в 1771 г. передана крестьянам бывш. подмонастырской слободы и сельца Лукина. В 1799 г. имп. Павел I пожаловал обители мельницу в дер. Граворновой (Гравороновой, Грайвороновой) Московского у. (ныне в черте Москвы), рыбные ловли в окрестностях с. Жилино Бронницкого у. (ныне городской окр. Люберцы Московской обл.) на р. Пехорке (в «Историческом описании…» и работе Никифора (Бажанова) ошибочно указаны «ловли в Серпуховском у. в селе Жилине: первая в реке Пахорке…» (Ист. описание. 1877. С. 108; Никифор (Бажанов). 1886. С. 35)), свыше 32,7 га земли в пустоши Румянцевой в Подольском у. и свыше 54,6 га земли при Граворновой мельнице. Эти луговые земли мон-рь отдавал в аренду (в 1869 доход от них составил 625 р.).

В XVIII-XIX вв. мон-рь получал значительные денежные вклады от частных лиц, среди крупнейших - вклад, сделанный после смерти одного из уральских заводчиков Я. Б. Твердышева его вдовой, Н. К. Твердышевой, в 1783 г. (16 тыс. р. на изготовление золотой ризы для Иверской иконы Божией Матери в Иверской часовне).

В 1755 г. была перестроена в камне часовня у Сухаревой башни, в 1806 г. обновлена. В кон. XVIII в. мон-рь устроил каменную часовню во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Выхино (сожжена в 1812, возобновлена в 1813, перестроена в 1842). В 1805 г. к Серпуховским воротам перенесена часовня иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Конной площадке, в 1825 г. перестроена в камне. В 1816 г. в связи с расширением площади около стены Китай-города сломано монастырское подворье у ц. Георгия в Ст. Лучниках. В 1824 г. часовня Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот перенесена на новое место, ближе к Донской ул., и заново выстроена в камне. В 1846 г. мон-рь приобрел у московского купца 1-й гильдии Д. А. Кригера дачу с землей и лесом на т. н. Самаровой горе неподалеку от монастыря.

В 1859 г. часовни в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» переданы Ферапонтову Лужецкому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю в Можайске. В 1874 г. доходы от часовни у Сухаревой башни переданы в ведение Попечительства о бедных духовного звания для духовенства в богадельне в с. Остров Московского у. В 1910 г. часовня в дер. Выхино была приписана к ц. Воскресения Христова в с. Вешняки (ныне в черте Москвы).

С сер. XIX в. П. Н. м., имевший значительные доходы, осуществлял большую благотворительную деятельность. В 1854 г., после начала Крымской войны 1853-1856 гг., от Троице-Сергиевой лавры, московского Чудова мон-ря и П. Н. м. было пожертвовано на военные нужды 50 тыс. р.; в 1861 г. мон-рь передал 150 тыс. р. в Московское попечительство о бедных духовного звания на устроение дома для воспитания девиц духовного звания; в 1862 г.- 10 тыс. р. на б-ку МДА, 25 тыс. р.- на постройку училища на Заборовском подворье; в 1865 г.- 33 тыс. р. для «усиления капитала» на содержание бедных девиц духовного звания и 12 тыс. р. МДА для издания Библейско-церковного словаря; в 1866 г.- 3 тыс. р. Обществу любителей духовного просвещения (ОЛДП), 7 тыс. р.- Вифанской духовной семинарии с назначением процентов с капитала на пособие лучшим наставникам; в 1870 г.- 100 тыс. р. на содержание процентами богадельни для призрения духовенства в с. Остров; в 1873 г.- 4 тыс. р. на ремонт в Епархиальной б-ке ОЛДП, 2 тыс. р. на первоначальное образование епархиального училища иконописания, свыше 17 тыс. р.- на перестройки в Московской ДС.

Одновременно П. Н. м. получил известность в качестве заимодавца, выступая по благословению московских архиереев как беспроцентный кредитор для храмов и мон-рей Московской епархии. В 1876 г. из остатков кружечного раздела митр. Иннокентий (Вениаминов) учредил капитал для пособий различным духовным учреждениям, мон-рям и храмам (200 тыс. р.). Среди «должников» обители были Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя, Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, Вифанский в честь Преображения Господня, московский во имя святителя Иоанна Златоуста, и Страстной иконы Божией Матери мон-ри, нек-рые храмы Москвы. С помощью средств П. Н. м. осуществлялся выкуп домов клира, стоявших на церковной земле, в собственность церквей, что облегчало решение жилищного вопроса приходского духовенства.

В 1909 г. годовой доход П. Н. м. составлял 141 тыс. р., в 1916 г.- 1 695 669 р. (Зырянов П. Н. Рус. монастыри и монашество в XIX - нач. XX в. М., 2002. С. 296), что было наиболее значительной суммой среди доходов всех обителей России. К нач. 1917 г. обитель владела 47,96 га земли.

В дек. 1919 г. указом Патриаршего правления был поставлен вопрос о передаче часовни у Сухаревой башни в служение внутренней миссии (вскоре часовня была передана). В кон. 1919 г. частично, а с 1920 г. полностью П. Н. м. был устранен от получения доходов от Иверской часовни, что резко ухудшило обеспечение насельников обители.

Духовные школы

В соответствии с указом имп. Екатерины II от 27 февр. 1775 г. в обители была создана семинария. Ее непосредственным начальником выступал префект, должность к-рого, как правило, занимал настоятель обители. Курс обучения был неполный, т. к. богословского и философского класса в Перервинской семинарии не было. В семинарии изучали грамматику, поэзию, риторику, историю, географию, арифметику и латинский, греческий, немецкий и французский языки, а также церковное пение. В 1775 г. на содержание семинарии было выделено 1866 р. 40 к., в 1800 г. сумма составляла 5 тыс. р. Семинарские классы первоначально разместились в свободных кельях на сев. стороне мон-ря, там же проживали полнокоштные ученики, а своекоштные жили в гостинице за стенами обители. В первые годы казеннокоштных воспитанников насчитывалось 80 чел., в 1783 г. это число было увеличено до 100, одновременно было решено содержать 15 чел. на половинном коште (в 1792 число полукоштных учеников было увеличено до 60 чел.) К нач. XIX в. в семинарии обучались до 200 чел. ежегодно, семинарская б-ка насчитывала ок. 2,5 тыс. книг, к 1812 г.- ок. 3 тыс. книг. Среди воспитанников семинарии - архиеп. Августин (Виноградский), митр. Серафим (Глаголевский), митр. Иона (Василевский (Васильевский)), свт. Иннокентий (Смирнов), митр. Григорий (Постников) и др.

В результате реформы духовного образования 30 авг. 1814 г. Перервинская семинария была закрыта. 1 нояб. в стенах П. Н. м. по новым правилам открылась Московская ДС, студенты для к-рой были набраны из закрытых Московской академии и Перервинской семинарии. Первым ректором стал архим. Евгений (Казанцев; впосл. архиепископ). Московская ДС имела 3 двухгодичных класса (риторический, философский и богословский), ее 1-й набор во все классы составил 386 чел. Обитель ежегодно выделяла на содержание семинарии 9600 р., а также взяла на себя содержание 150 учеников.

После вступления на Московскую кафедру митр. Филарета (Дроздова) при его активном содействии 17 марта 1822 г. Синод принял решение о переводе Московской ДС в Заиконоспасский мон-рь, где она открылась 1 сент. 1823 г. Одновременно в П. Н. м. переведены казеннокоштные ученики Московских и Волоколамских уч-щ, для которых в П. Н. м. 3 сент. 1823 г. открылись Перервинское приходское и Перервинское уездное духовные уч-ща. В 1828 г. по инициативе митр. Филарета создано правление Перервинских уч-щ, в к-рое вошли смотритель и инспектор уч-щ, а также настоятель П. Н. м. Два уч-ща, по сути, составляли одно 4-классное ДУ (1-й класс и 2-й класс приходского ДУ, низшее отделение и высшее отделение (по 2 года) уездного ДУ), учебный курс занимал 6 или 7 лет (в зависимости от времени перехода из 2-го класса в низшее отделение). Первоначально в уч-щах было положено содержать 167 казеннокоштных и полукоштных воспитанников. В 1828 г. было запрещено принимать в уч-ща своекоштных учеников без разрешения правления. Ежегодная численность учеников колебалась: в 1828 г.- 220 чел., в 1840 г.- 317 (из них 145 казеннокоштных и 129 полукоштных), в 1857 г.- 310 (из них 180 казеннокоштных и 115 полукоштных), в 1865 г.- 243 чел. (из них 139 казеннокоштных и 63 полукоштных). Большое внимание митр. Филарет уделял учебному процессу, подбору кадров и устранению недостатков в учебном процессе. В первые годы нахождения на Московской кафедре он нередко лично приезжал на публичные экзамены в уч-ще, позднее отправлял на них викариев. Экзамены проводились 3 раза в год (перед Рождеством, перед Пасхой и перед летними каникулами в июне).

В 1867 г. в связи с принятием новых уставов и штатов ДС и ДУ Перервинские приходское и уездное уч-ща были объединены в одно Перервинское ДУ, просуществовавшее до 1918 г. В преобразованном ДУ были созданы 5 основных классов и 1 подготовительный. Благодаря заботам митр. Иоанникия (Руднева) в 1890 г. Перервинское ДУ было расширено, в него перешли «приходящие воспитанники» Заиконоспасского ДУ. В 1901 г. в уч-ще в дополнение к существовавшим открылись 4 параллельных класса. После этого численность учеников достигла 320 чел. В 1910/11 г. в уч-ще было 323 ученика (11 приходящих, 140 - на полном епархиальном содержании, 70 - на половинном, 5 - на полных стипендиях, 8 - на половинных стипендиях, 6 - полных пансионеров, 83 - половинных пансионера).

Среди воспитанников Перервинского ДУ - проф. А. П. Лебедев, духовный писатель прот. М. И. Хитров (1851-1899), архиеп. Никон (Рождественский). Выпускниками Перервинского ДУ в кон. XIX - нач. XX в. были митр. Киевский Иоанн (Соколов), профессор литургики МДА А. И. Георгиевский (1904-1984), священноисповедники и священномученики: протоиереи Петр Любимов, Василий Смоленский, Павел Смирнов, Николай Архангельский, Иоанн Виноградов, Петр Пушкинский, священники Алексий Веселовский, Алексий Скворцов, Парфений Грузинов, Алексий Лебедев, Петр Голубев, Алексий Протопопов, Иоанн Орлов, Сергий Фелицын, Петр Косминков, Владимир Красновский, Павел Успенский, Феодор Грудаков, Сергий Воскресенский, Иоанн Косинский, Александр Крутицкий, диаконы Павел Любимов, Симеон Кречков, псаломщик Сергий Архангельский.

25 нояб. 1884 г. по благословению митр. Иоанникия (Руднева) в П. Н. м. открылись религиозно-нравственные чтения.

В соответствии с решением Синода от 15 июля 1906 г. при П. Н. м. было создано уч-ще для глухонемых мальчиков, на содержание которого обитель выделила 400 тыс. р. Торжественное открытие училища состоялось 31 окт. того же года. Обучение продолжалось 6 лет, программа включала Закон Божий, рус. язык, краткие сведения из географии, истории и естествознания, арифметику, чистописание, рисование, черчение и нек-рые ремесла. Содержалось уч-ще за счет П. Н. м., благотворителей и платы нек-рых состоятельных учеников. Под разными названиями уч-ще просуществовало до 2000 г.

Архив

Архив П. Н. м. формировался, вероятно, с момента основания обители, но сохранился начиная с 1-й трети XVII в. Основной комплекс документов хранится в ЦГА Москвы (ОХД до 1917 г. Ф. 423). Отдельные материалы находятся там же, в фонде Московской духовной консистории (Ф. 203) и др. фондах (Ф. 1368, 1371, 1786, 2303), а также в ЦГАМО (Ф. 66, 805, 2157), ГАРФ (Ф. 353, 10035), РГИА (Ф. 831), Архиве Ин-та истории материальной культуры РАН (С.-Петербург).

Святыни и достопримечательности

Среди святынь, находившихся в П. Н. м.,- иконы свт. Николая Чудотворца в храме во имя свт. Николая Чудотворца, в храме во имя прп. Сергия Радонежского. В храме во имя прп. Сергия Радонежского находились иконы Пресв. Богородицы «Неопалимая Купина», Спасителя, Иверская икона Божией Матери и прор. Илии. В ризнице обители хранился митрополичий клобук митр. Платона (Левшина) с алмазным крестом.

Среди достопримечательностей П. Н. м. выделялись вложенные царевичем Алексеем Михайловичем в 1642 г. серебряные сосуды и кадило, а также сосуды, пожертвованные обители в XVIII-XIX вв. разными лицами; среди богослужебных книг - напрестольное Евангелие, вложенное в 1726 г. М. Я. Строгановой.

Некрополь

Некрополь мон-ря формировался как минимум с XVI в., о чем свидетельствуют найденные при реставрации Никольского собора белокаменные резные намогильные плиты кон. XVI-XVII в., использованные при строительстве собора. Существовавшее к нач. XX в. кладбище располагалось на восточной стороне П. Н. м., вблизи собора. Наряду с насельниками обители здесь были погребены представители известных рус. родов: умершие в раннем возрасте дети устроителя соседней усадьбы Годуново (позднее Люблино) стольника Г. П. Годунова (1664-1700), в т. ч., по всей видимости, последние представители рода Годуновых по мужской линии: Николай († 1699) и Сергей († 1704); кн. Б. А. Касаткин-Ростовский (1781-1792); А. Ф. Похвиснева (1796-1815); умершие в раннем возрасте дети ген.-майора кн. С. С. Вяземского (1775-1847). В обители находилась семейная усыпальница дворян Левашовых (Левашёвых), в т. ч. могилы ген.-поручика И. В. Левашова (1712-1772) и ген.-лейтенанта А. И. Левашова (1739-1811).

1932-1990 гг.

Соборы П. Н. м. действовали как приходские до апр. 1941 г., когда в соответствии с решением исполкома Моссовета от 13 сент. 1940 г. они были закрыты и опечатаны. Остальные здания были переданы гл. обр. под жилье. В 30-х гг. XX в. разобрано завершение храма в честь Толгской иконы Божией Матери, утрачено его внутреннее и внешнее убранство, в 50-х гг. к алтарю пристроили заводской корпус. В Никольском соборе в 1948-1969 гг. размещался цех завода металлической и пластмассовой игрушки № 2, в 1969 г. здание было передано Экспериментальному НИИ металлорежущих станков (ЭНИМС) и постепенно освобождалось для реставрации. В Иверском соборе первоначально разместились склады и цех мелких предприятий, в 50-х гг. XX в. его передали заводу «Станкоконструкция» (собор утратил главы, кресты, был разобран иконостас), в кон. 60-х гг. XX в. переоборудовали под заводской цех: в нем закрасили живопись, устроили межэтажные перекрытия, с вост. стороны сделали пристройки. В 60-х гг. XX в. на колокольне был разобран часовой механизм, переданный в музей «Коломенское» (ныне МГОМЗ). В 1966 г. от жильцов освобождены Новый и Старый семинарские корпуса. В 1973 г. Классический корпус приспособлен под столовую с частичной реставрацией. Новый архиерейский дом в 1973 г. приспособлен под служебные помещения ЭНИМС.

Реставрация комплекса бывш. П. Н. м. начата в 1954 г. главным архитектором проектов Научно-исследовательских проектных мастерских (ныне ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские») Г. А. Макаровым, который в 1978 г. привлек к работам сотрудницу мастерских Е. Г. Одинец, в 1984-2008 гг. возглавлявшую все работы. В 1972-1994 гг. восстановлен Никольский собор. Проводилась и реставрация настенной живописи: в 1972-1974 гг.- в ц. Успения Пресв. Богородицы, в 1984-1987 гг.- в Никольском соборе.

1990-2019 гг.

18 июля 1990 г. получила регистрацию община при Никольском соборе бывш. П. Н. м., 24 авг. того же года настоятелем храма был назначен прот. Владимир Чувикин. Осенью того же года при храме открылась воскресная школа для детей. Решением исполкома Моссовета от 8 янв. 1991 г. собор передан общине в бессрочное безвозмездное пользование. Первая служба в соборе состоялась 19 февр. 1991 г., 29 марта малым чином был освящен главный престол - во имя свт. Николая Чудотворца. 11 апр. в обитель пожертвована Державная икона Божией Матери, ставшая одной из главных святынь возрождаемого П. Н. м. В том же году начались работы по расчистке монастырского сада и огорода. В 1992-1994 гг. частными лицами возвращен ряд икон, ранее находившихся в храмах П. Н. м., в т. ч. Боголюбская икона Божией Матери, иконы «Воскресение Христово», свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары. 18 июля 1992 г. прошла 1-я литургия в нижнем храме во имя прп. Сергия Радонежского. В том же году открылась воскресная школа для взрослых. 1 апр. 1993 г. состоялась 1-я служба в храме в честь Успения Пресв. Богородицы в колокольне.

Постановлением правительства Москвы от 12 окт. 1993 г. весь комплекс бывш. П. Н. м., а также находящееся за его стенами бывш. здание Перервинского ДУ были переданы общине Никольского собора. 9 июня 1994 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма во имя свт. Николая Чудотворца. В том же году завершено восстановление внутреннего убранства храма во имя прп. Сергия Радонежского и начаты работы по реставрации Патриарших палат (в результате работ им возвращено внешнее декоративное убранство XVII в., отреставрированы живописная и лепная отделка сер. XVIII в., фрагмент живописи XVII в.- уникальное изображение попугая, клюющего виноград, находившееся в ретираде (туалете)) и братских корпусов. 25 апр. 1995 г. совершена 1-я литургия в Иверском соборе, начата его реставрация, в 1996-2012 гг. проведены работы по реставрации живописи и росписи храма (в т. ч. по фотографиям 50-х гг. XX в.; основной объем работ завершен к 2009) под рук. заслуженного художника РФ художника-реставратора О. Л. Мирошина. В 1995-1999 гг. восстановлена ц. в честь Толгской иконы Божией Матери, 1-я служба прошла в ней 7 авг. 1995 г. Указом патриарха Алексия II от 25 дек. 1995 г. образовано Патриаршее подворье храмов П. Н. м. 4 окт. 1996 г. принято решение об открытии при подворье пастырских курсов, 28 нояб. курсы были преобразованы в Перервинское ДУ (занятия начались 9 дек.; открытие официально утверждено Синодом в марте 2000). В 1997, 2003-2004 и 2007 гг. (под рук. Мирошина, при участии художников-реставраторов Е. О. Мирошиной и Г. А. Левиной) проведена реставрация внутреннего убранства ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. 21 сент. 1998 г. патриарх Алексий II совершил освящение великим чином всех 3 престолов Иверского собора. 26 нояб. того же года открыты Высшие православные богословские катехизаторские курсы (26 авг. 2003 преобразованы в катехизаторское отд-ние при Перервинской ДС). К 2000 г. восстановлены росписи и иконостас в храме свт. Николая Чудотворца (иконостас освящен патриархом Алексием II 7 мая 2002). 17 июля 2001 г. Перервинское ДУ преобразовано в Перервинскую ДС. В 2002-2009 гг. воссоздан иконостас Иверского собора. 13 дек. 2006 г. прот. Владимир Чувикин освятил новый иконостас в храме Толгской иконы Божией Матери. По благословению патриарха Алексия II был учрежден благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Неопалимая Купина», к-рый восстановил бывш. здание Перервинского ДУ, где был организован приют и правосл. гимназия им. митр. Московского Платона (Левшина) (открыты в 2008). В 2008 г. в обители установлен памятник митр. Платону работы скульптора А. А. Бичукова. 19 дек. 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил воссозданный иконостас Иверского собора и памятник митр. Платону. В 2009-2011 г. под рук. Мирошина отреставрирована живопись папертей ц. свт. Николая Чудотворца. В 2013-2018 гг. проведена реставрация настенной живописи храма в честь Толгской иконы Божией Матери, в 2017 г. Мирошиной при участии Левиной отреставрирована живопись четверика храма свт. Николая Чудотворца, в окт. 2017 - нач. марта 2018 г. Мирошиной отреставрирована живопись трапезной части храма во имя прп. Сергия Радонежского.

К Патриаршему подворью храмов П. Н. м. приписаны храмы: во имя равноап. Марии Магдалины в жен. тюрьме (освящен 3 авг. 1996), в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Печатниках (2002-2003; на месте взрыва жилого дома на ул. Гурьянова в 1999), домовый храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в правосл. гимназии им. митр. Платона (Левшина) (освящен малым чином 4 дек. 2013), деревянный храм во имя ап. Иоанна Богослова у р. Москвы, на территории бывшей подмонастырской слободы (2014), часовня во имя священномучеников Харалампия, еп. Магнезийского, и Власия, еп. Севастийского. 12 нояб. 1999 г. открыто подворье Патриаршего подворья храмов П. Н. м. при ц. Живоначальной Троицы (1761-1765; перестроена в 1894-1895 (архит. А. А. Латков) и в 1901 (архит. М. А. Аладьин)) в с. Троицком Одинцовского городского окр. 2 нояб. 2016 г. состоялось великое освящение Троицкого храма.

А. П. П.

Архитектурный ансамбль и монументальная живопись

Собор во имя свт. Николая Чудотворца и колокольня. 90-е гг. XVII в. Фотография. 2008 г. Фото: А. Шурыгин
Собор во имя свт. Николая Чудотворца и колокольня. 90-е гг. XVII в. Фотография. 2008 г. Фото: А. Шурыгин

Собор во имя свт. Николая Чудотворца и колокольня. 90-е гг. XVII в. Фотография. 2008 г. Фото: А. Шурыгин
Первоначально строения обители были деревянными, первые каменные постройки возведены в сер. XVII в.

Собор во имя святителя Николая Чудотворца (впервые упом. в 1623/24 г.) в 1-й пол. XVII в. представлял собой небольшую деревянную церковь. В кон. 40-х гг. XVII в. началось строительство нового каменного храма с колокольней, завершенное после 1654 г. В 90-х гг. XVII в., в связи с планами патриарха Адриана по масштабной перестройке комплекса П. Н. м., собор сер. XVII в. был разобран. Одновременно с ним были разобраны и еще 2 каменных храма обители - церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в кон. 40-х гг. XVI в. и освященная 4 авг. 1650 г., а также церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построенная на пожертвования вкладчиков в 70-х гг. XVII в. К 1696 г. возведен новый 2-этажный собор типа восьмерик на четверике. В юж. части 2-го этажа расположен нижний храм, в к-рый был перенесен престол во имя прп. Сергия Радонежского. С запада к нижнему храму примыкает одностолпная трапезная, окруженная с сев. и зап. сторон хозяйственными палатами (Одинец. 2001. С. 86). Верхний храм во имя свт. Николая Чудотворца расположен на 2-м этаже над трапезной, его четверик с западной и северной сторон окружен крытыми папертями, к-рые первоначально представляли собой открытое гульбище (Там же. С. 86, 89). Посредством деревянной галереи (разобрана в нач. XVIII в., вскоре после смерти патриарха Адриана) верхний храм соединялся с верхними покоями патриарших келий. Собор имеет 4 глубоких белокаменных подвала, 3 из которых находятся под ц. во имя прп. Сергия Радонежского и трапезной, а еще один, не связанный с ними,- под сев.-вост. палатой, примыкающей к трапезной. По мнению Е. Г. Одинец, план расположения подвалов «наталкивает на мысль, что ранее существовавшие церкви, построенные при царе Алексее Михайловиче, не были разобраны до конца и вошли какими-то своими частями в общую композицию собора» (Там же. С. 86). Снаружи алтарные части верхнего и нижнего храмов богато украшены наличниками в стиле «московского барокко», барабан собора декорирован изразцовым поясом. На юж. стене сев.-вост. паперти сохранилась закладная плита (содержит информацию о времени постройки и дате освящения собора).

Храм во имя свт. Николая Чудотворца освящен патриархом Адрианом 29 сент. 1700 г. (Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 105, 107). В 1717 г. на средства крестьянина В. Е. Бабушкина (позднее постриженик П. Н. м. мон. Варлаам) расписан алтарь, в 1727 г. на средства московского купца З. Солодовникова (с того же года постриженик П. Н. м. мон. Симеон) - стены. Вероятно, незадолго до 1727 г. были заложены окна на гульбище (Одинец. 2001. С. 90), а к 60-м гг. XVIII в.- и спаренные окна с сев. и зап. сторон. В 1766-1767 гг. расписаны стены паперти вокруг храма. В 1777 г. на средства московского купца И. И. Мялицына (с 1781 монах П. Н. м. Иустин) возобновлена роспись (поновлялась в 1841 и 1877), в 1779 г. на его же средства созданы новые иконы для иконостаса. Стены восьмерика храма были расписаны в технике гризайль. В 1800 г. в храме устроены хоры (сохр. небольшие остатки их конструкции в юго-зап. части четверика). В 1811 г. иконостас кон. XVII в. был разобран, вместо него устроен новый 6-ярусный иконостас (в нем были сохранены старые царские врата, ныне в МГОМЗ). 9 мая 1813 г. возобновленный после Отечественной войны 1812 г. верхний храм был освящен. В 1834 г. по «новым рисункам» исправлены «различные ветхости» (Никифор (Бажанов). 1886. С. 52), обновления живописи и иконостаса в 1841 г. проведены под надзором архит. М. Д. Быковского. 8 сент. 1877 г. митр. Иннокентий (Вениаминов) совершил малое освящение храма, 29 окт. 1892 г. после реставрации его вновь освятил митр. Леонтий (Лебединский).

Интерьер ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Фото: Е. О. Мирошина
Интерьер ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Фото: Е. О. Мирошина

Интерьер ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Фото: Е. О. Мирошина
Иконографическая программа росписи четверика верхнего храма достаточно сложна и обширна. Над алтарем, на своде, запечатлено Вознесение Спасителя; с западной стороны - Троица, именуемая «Отечество», ниже - небесное воинство и образы святых (Мирошина. 2019. С. 171). В верхнем ярусе находятся символико-аллегорические иллюстрации богослужебных молитв «Отче наш», «Величит душа моя Господа», «И слово бысть плоть», «Царице небеси и земли», а также фигуры ангелов с орудиями страстей (Там же). Ниже, на стенах, запечатлены евангельские сцены, в парусах - евангелисты с символами. На зап. стене - композиция «Страшный Суд» (изначально там была др. роспись). В верхних оконных проемах изображены святители Русской Церкви, а в нижних, по юж. стороне,- сцены Страстного цикла. О высоком уровне мастеров, обновлявших росписи храма в XIX в., свидетельствуют композиции в нижнем регистре декорации четверика («Распятие», «Благословение детей» и «Блудный сын»), в к-рых прослеживается обращение к произведениям Г. Доре, А. Дюрера, Ю. Шнорра фон Карольсфельда (Там же). В обходной галерее (паперти) росписи в основном носят гимнологический характер, значительная часть композиций иллюстрирует сцены акафиста свт. Николаю и его житие. Особый интерес вызывает аллегорический натюрморт - жанр живописи, характерный для эпохи барокко: песочные часы указывают на быстротечность времени, а птица символизирует человеческую душу. Иконографические образцы для создания стенописи галереи и четверика почерпнуты из европ. гравированных Библий, таких как увраж Theatrum Biblicum (известный как Библия Пискатора), Библии Кристофа Вайгеля (Biblia Ectypa) и др.

Церковь в честь Толгской иконы Божией Матери. 1733–1735 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 2014 г. Фото: А. Жукова
Церковь в честь Толгской иконы Божией Матери. 1733–1735 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 2014 г. Фото: А. Жукова

Церковь в честь Толгской иконы Божией Матери. 1733–1735 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 2014 г. Фото: А. Жукова
Нижний храм во имя прп. Сергия Радонежского был освящен, по всей видимости, в 1696 г. (Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 106-107). В 1848 г. там поновлена живопись; в 1863 г. резчик Д. А. Шер обновил иконостас, а худож. Борисов написал новые иконы (за исключением храмовой) (Леонид (Толмачёв). Деятельность. 2013. С. 42). 1 дек. того же года еп. Можайский Савва (Тихомиров; впосл. архиепископ) совершил малое освящение храма (Никифор (Бажанов). 1886. С. 53). В 1894 г. в храме была возобновлена живопись, а также установлен новый 2-ярусный иконостас из итал. мрамора в визант. стиле, 25 сент. того же года возобновленный храм освятил архим. Викентий (Тихомиров).

Крещение Руси. Роспись собора в честь Иверской иконы Божией Матери. 1910–1914 гг. Мастерская В. П. Гурьянова. Фото: Е. О. Мирошина
Крещение Руси. Роспись собора в честь Иверской иконы Божией Матери. 1910–1914 гг. Мастерская В. П. Гурьянова. Фото: Е. О. Мирошина

Крещение Руси. Роспись собора в честь Иверской иконы Божией Матери. 1910–1914 гг. Мастерская В. П. Гурьянова. Фото: Е. О. Мирошина
Художественное убранство нижнего храма носит несколько эклектичный характер: четко прослеживаемое обращение к наследию классицизма сочетается с присутствием в орнаментике барочных и ампирных черт. Альфрейные рамы (имитирующие лепные рамы), обрамляя живописные медальоны, выделяют их из общего объема стены, придают им структурную законченность и благодаря своей почти монохромной колористической гамме усиливают интенсивность колорита монументальных фигуративных картин. Элементы альфрейных композиций повторяют архитектурные обрамления, тем самым объединяя внутреннюю архитектуру храма с монументальной живописью. Живописные медальоны располагаются по периметру свода храма. Одна из главных композиций - «Христос среди учителей», на др. медальонах изображены «Беседа Иисуса Христа с самарянкой», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом», св. Мария Магдалина и др. Медальоны с изображением евангелистов и «Беседа Иисуса Христа с самарянкой» заметно выделяются роскошным колористическим решением. С художественной т. зр. интересны портреты митрополитов Московских свт. Петра и свт. Алексия.

Патриаршие кельи. 90-е гг. XVII в. Фотография. 2000 г.
Патриаршие кельи. 90-е гг. XVII в. Фотография. 2000 г.

Патриаршие кельи. 90-е гг. XVII в. Фотография. 2000 г.
Взамен построенной в сер. XVII в. колокольни в рамках работ по строительству нового собора была возведена новая 5-ярусная колокольня. В 1-м ярусе располагается большая парадная лестница, к-рая ведет на сев. крытую паперть собора, 2-й ярус был отдан под ризницу. Во внешнем убранстве колокольни выделяются 4 изразцовых пояса, она получила декоративную раскраску в цвет свинцового сурика. Первые часы на 4-м ярусе появились не позднее 30-х гг. XVIII в., в 1784 г. устроены новые, «железные боевые с четвертями», изготовленные тульскими мастерами (заменены в 1864) (Никифор (Бажанов). 1886. С. 53). На 3-м ярусе колокольни располагается алтарь церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, при этом само помещение храма находится в палате над парадной лестницей (Одинец. 2001. С. 86). Успенская ц. возобновлялась в 1787 г. на средства московского купца 1-й гильдии И. Я. Грезенкова. В 1846 г. живопись в храме поновлял «московской ремесленной управы живописного стола мастер» Н. А. Козлов, а золочение осуществил московский купец П. В. Карташов.

Исключительный художественный интерес представляет декоративное убранство храма, в котором стилевые особенности живописи барокко переплетаются с классицистическими чертами, в интерьере имеются и элементы рококо - т. н. рокайлевые картуши. Основу программы росписей составляют иллюстрации 2 гимнологических произведений (Песни Богородицы и Акафиста Пресв. Богородице), а также сцены из Ветхого и Нового Заветов. Живопись храма построена по принципу акафистных икон. Как и на этих иконах, в цикле росписей присутствует главная, самая большая по масштабу композиция в середине свода, на которой представлена коленопреклоненная Пресв. Богородица со скрещенными на груди руками, поющая свою хвалебную песнь. По периметру эту композицию обрамляют, как клейма на иконе, медальоны, в которых последовательно иллюстрируется каждая новая строка этой песни, а в треугольных деталях свода - акафисты из уст херувимов, славящих Царицу Небесную. В изображениях прослеживается влияние западноевроп. иконографических типов, присутствует нечасто встречающаяся символика (напр., арх. Гавриил с зеркалом; Пресв. Богородицы, попирающая змею, и др.). Наибольший интерес представляет образ арх. Михаила в воинских доспехах.

В 1733-1735 гг. на средства И. В. Савельева (впосл. схимонах П. Н. м. Иосиф) и др. жертвователей над 2-пролетными Святыми (Водяными) воротами (1674), ведущими к р. Москве, была построена церковь в честь Толгской иконы Божией Матери по проекту архит. И. Ф. Мичурина (Одинец. 2009. С. 77-79). Основной объем храма был поставлен над большим пролетом ворот и представляет собой двусветный бестолпный четверик, перекрытый глухим сомкнутым сводом с 8-гранным барабаном и 2-ярусной главой (Там же. С. 73). С юж. стороны церковь имела открытую паперть, над к-рой в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVIII в. была сделана металлическая кровля, опиравшаяся на кирпичные столбики, позднее пространство между столбиками было закрыто деревянными щитами (Там же). По аналогии с колокольней церковь получила декоративную раскраску в цвет свинцового сурика. При строительстве храма была изменена архитектура ворот: их увеличили в плане по оси «север - юг» посредством облицовки поверхности стен и устройства рустованных пилястр, стоящих на белокаменных цоколях-пьедесталах (Там же. С. 72). С 1768 г. до нач. XIX в. храм исполнял функцию приходского вслед. ветхости ц. Иоанна Богослова в с. Богословском (Самарова Гора) (Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 112), позднее прихожане были отнесены к приходу с. Сабурова. В 1785-1786 гг. храм расписан на средства московского купца 1-й гильдии И. Я. Грезенкова (Ист. описание. 1877. С. 119). 6 апр. 1813 г. храм вновь освящен после событий Отечественной войны 1812 г. По данным Е. О. Мирошиной, обновлением живописи храма в 1868 г. занимался известный худож. Ф. Г. Торопов, скорее всего со своими учениками или артелью; изготовлением иконостаса - московский резчик Н. А. Ахапкин, его золочением - московский цеховой А. Е. Хомяков, изготовлением серебряных венцов на иконы - серебряных дел мастер московский цеховой Л. Фёдоров. 9 авг. 1868 г. митр. Иннокентий (Вениаминов) совершил освящение возобновленного храма. В 1891 г. по проекту епархиального архит. С. В. Крышина церковь была расширена, а паперть соединена со 2-м этажом старого семинарского корпуса (Одинец. 2009. С. 74). В 1908 г. была разобрана лестница на южном гульбище, а его деревянное ограждение обложено кирпичом. С 1911 г. храм использовался под монастырскую братскую трапезную (Леонид (Толмачёв). Перервинский монастырь. 2013. С. 62).

Внутреннему живописному убранству храма присущи черты эклектики. В целом решение росписи четверика храма достаточно необычное. На зап. стене помещалось изображение Явления Толгской иконы Божией Матери еп. Ростовскому свт. Прохору (в схиме Трифону). Несмотря на особое почитание Толгской иконы Божией Матери, изображение данного сюжета в монументальной живописи встречается довольно редко. Живописное кессонирование в сомкнутом своде также представляет на данный момент редкий вариант альфрейных росписей.

К востоку от Никольского собора по проекту архит. П. А. Виноградова был возведен 5-главый крестово-купольный собор в честь Иверской иконы Божией Матери в русско-визант. стиле, вмещающий до 3 тыс. чел. Разрешение на строительство было дано митр. Владимиром (Богоявленским) 3 нояб. 1903 г., план и смета строительства утверждены 20 нояб. того же года. Торжественная закладка собора состоялась 11 июля 1904 г. при участии митр. Владимира и еп. Можайского Парфения (Левицкого; впосл. архиепископ). В ходе строительства в первоначальный проект были внесены изменения как в отдельные констуктивные элементы, так и в декоративное убранство (в частности, парадный вход перенесен с зап. стороны на северную; киоты в кокошниках между малыми главами заменены на круглые медальоны). Собор представляет собой типичное здание поздней постройки по разработанным архит. К. А. Тоном т. н. образцовым проектам храмов. Храм завершается крупными луковичными главами. Центральный световой барабан посредством подпружных арок и парусов опирается на 4 массивных квадратных столба с подпружными арками и парусами. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, угловые пространства - крестовыми, несущими глухие барабаны малых глав (Николо-Перервинский мон-рь. 2007. С. 193). В зап. части храма расположены 2 ведущие на хоры чугунные лестницы с ажурными ступенями и балясинами, украшенными орнаментом в стиле модерн. Особую атмосферу придавали разноцветные стекла в окнах основного объема храма и центрального барабана. В подвале собора располагалась котельная с 2 паровыми котлами, в здании была проложена сложная система отопления и отвода конденсата (Одинец. 2008. С. 56, 58-59). 8 сент. 1908 г. состоялось торжественное освящение храма, к-рое возглавил митр. Владимир, в нем приняли участие 3 викарных епископа, 13 архимандритов и др. представители духовенства. 21 сент. того же года митр. Владимир освятил правый придел собора во имя св. равноап. кн. Владимира, а 31 марта 1909 г. левый престол - в честь Рождества Иоанна Предтечи. Резной иконостас выполнил И. А. Соколов.

В 1910-1914 гг. собор был расписан бригадой художников во главе с В. П. Гурьяновым. Монументальная живопись исполнена в неорус. стиле, с элементами неовизантийского и академического направлений, а также стиля модерн. В орнаментальном живописном убранстве органично использовано сочетание серебра и золота. В соборе помещен ряд композиций на исторические темы, в т. ч. «Сретение Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве», «Крещение святой Руси при святом князе Владимире» в юж. люнете придела св. равноап. кн. Владимира на юж. стене (аналог росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве). Еще одна сцена, посвященная Иверской иконе Божией Матери, помещена в люнете сев. стены над окнами в приделе Рождества Иоанна Предтечи - «Старец Гавриил сподобился принять на море образ Пресвятые Богородицы Иверския». В вост. люнете алтарной части храмового пространства одним из самых выразительных образов является изображение Пресв. Богородицы, исполненное по типу эскиза Васнецова («Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов»), но решенное Гурьяновым через призму иконописной традиции. В барабане собора расположена композиция, иллюстрирующая одно из самых загадочных мест в тексте Откровения Иоанна Богослова, - «Поклонение двадцати четырех старцев Сидящему на престоле».

Вероятно, старейшим сохранившимся зданием обители являются старые настоятельские кельи на юж. стороне мон-ря - первоначально одноэтажные палаты, построенные ранее сер. 90-х гг. XVII в. (возможно, в сер. XVII в.; ср.: Одинец. 1990. С. 137, 138-139). В 1750 г. они были надстроены на 1 этаж, а в 1781 г. при ремонте кровли 2-й этаж был увеличен в высоту (Там же. С. 138-139). Одновременно со строительством Никольского собора на южной стороне мон-ря построены патриаршие кельи (Она же. 2001. С. 86). Верхние покои келий посредством деревянной галереи (разобрана в нач. XVIII в.) соединялись с Никольским собором. Патриаршие кельи были расписаны первоначально в кон. XVII в., в XVIII в. росписи заменили (перед входом в сени 2-го этажа сохранился портрет патриарха Адриана). В 1767 г. между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями построена деревянная галерея, разобранная в 1778 г. (Она же. 1990. С. 137). В дек. 1870 г. по прошению жившего в П. Н. м. на покое еп. Никодима (Казанцева) и при участии митр. Иоанникия (Руднева) в одном из помещений в патриарших кельях устроена церковь во имя святого праведного Никодима, освященная самим еп. Никодимом 17 дек. того же года (Никифор (Бажанов). 1886. С. 56; Леонид (Толмачёв). 2015. С. 77-78).

В 1792 г. построен небольшой больничный корпус (к западу от входа в Никольский собор), к-рый разобран в нач. XIX в. (Ист. описание. 1877. С. 109). В 1807 г. на вост. стороне построен одноэтажный корпус (разобран в нач. XX в. при строительстве Иверского собора), над к-рым была сделана крытая галерея с балюстрадой (впосл. разобрана).

Комплекс учебных зданий в П. Н. м. начал формироваться в сер. 70-х гг. XVIII в. В 1776 г. для размещения Перервинской семинарии был надстроен 2-й этаж над братскими кельями, сооруженными, вероятно, в нач. XVIII в. на сев. стороне мон-ря. В 1778 г. в стиле классицизм на юж. стороне мон-ря, между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями, возведен старый архиерейский дом (в 1786 пристроен балкон). На нижнем этаже дома размещались семинаристы, верхний был приспособлен под семинарскую б-ку. В 1784 г. к старым настоятельским кельям с восточной стороны был пристроен 2-этажный корпус для учителей. В нач. XIX в. на зап. стороне мон-ря возведен 2-этажный новый архиерейский дом (1805-1808; подрядчик работ - крепостной мастер князей Голицыных Никитин; 2-й этаж до 1966 был деревянным), с сев. стороны к нему пристроен новый семинарский (училищный) корпус (1806-1807). В 1830-1832 гг. архит. М. И. Бове построил на юж. стороне мон-ря новый училищный (классический) корпус, а в сер. 30-х гг. XIX в. провел комплекс работ по перестройке учебных зданий обители, к-рые в результате получили единый стилистический облик (Одинец. 1990. С. 136).

Деревянная ограда мон-ря начиная с сер. XVII в. постепенно заменялась каменной, при этом с постройкой новых корпусов протяженность ограды сокращалась. В ней имелось двое каменных ворот: Святые (на вост. стороне мон-ря) и Водяные (на сев. стороне). В посл. трети XVIII - нач. XIX в. перестроена юго-зап. башня, в 1787 г. возведена башня готической архитектуры с круглой беседкой вверху на вост. стороне над Святыми воротами, перестроена зап. башня (разобрана в 1869). В нач. XX в. в связи с постройкой Иверского собора были разобраны стены с вост. и сев. сторон монастыря, в т. ч. Святые ворота с башней. Одновременно с постройкой Иверского собора возведена новая ограда, завершенная зубцами и обработанная с внешней стороны поясом декоративных машикулей и нишек с арочными воротами с сев. и вост. сторон, увенчанных высокими декоративными кирпичными щипцами (Николо-Перервинский мон-рь. 2007. С. 193).

Южнее основной монастырской территории располагался фруктовый сад, обнесенный в 1784 г. каменной оградой с башенками (впосл. поновлялась). Севернее основной территории с посл. трети XVIII в. размещалось первоначально деревянное (перестроено в 1814-1815), затем каменное здание монастырской гостиницы, а также конюшня, скотный двор и семинарская больница. В 1888-1890 гг. на основе здания гостиницы возведен новый, 3-этажный, корпус Перервинского ДУ. В 1899-1901 гг. произведено расширение здания Перервинского ДУ, после чего оно было освящено митр. Владимиром (Богоявленским) 10 сент. 1901 г. В 1904-1905 гг. по проекту архит. П. А. Виноградова возведен каменный корпус, приспособленный под училище для глухонемых детей. В 1911 г. к училищу для глухонемых детей пристроено новое здание монастырской гостиницы (Там же. С. 184).

Е. О. Мирошина, Е. Г. Одинец
Ист.: Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8: Пехрянская десятина. С. 4-6.
Лит.: Платон (Левшин), митр. Описание Перервинского мон-ря // ВЕ. 1829. № 2. С. 171-176; Ист. описание Николаевского Перервинского мон-ря // ЧОЛДП. 1877. № 10. С. 91-120; Никифор (Бажанов), игум. Ист. очерк Николо-Перервинского мон-ря. М., 1886; В. Н. [Недумов В. С., свящ.] Духовная школа при Николо-Перервинском мон-ре 1775-1890 гг. // ЧОЛДП. 1890. № 10. Отд. 3. С. 195-252; Введенский Д. И. Под вышним покровом Богоматери: (К истории Николо-Перевинской обители). М., 1908; Одинец Е. Г. О реставрационных работах в Николо-Перервинском мон-ре (на примере Старых настоятельских келий) // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1990. Вып. 3. С. 136-139; она же. Никольский собор Николо-Перервинского мон-ря // Там же. 2001. Вып. 4. С. 85-91; она же. Иверский собор Николо-Перервинского монастыря. Исслед. и реставрация // Платоновские чт. М., 2008. Вып. 4. С. 55-61; она же. Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери Николо-Перервинского мон-ря: Исслед. и реставрация // Кадашевские чт. М., 2009. Вып. 5. С. 71-81; Бураков Ю. Н. Под сенью мон-рей московских. М., 1991. С. 237-243; Сорок сороков. Т. 1. С. 369-376; Афанасьев В. В. и др., сост. Николо-Перервинский мон-рь: Очерки истории. М., 2004; Юхименко Е. М. Люблино прекрасное, Люблино милое. М., 2005. С. 87-132; она же. Малоизв. факты из истории Николо-Перервинского мон-ря XVII-XVIII вв. // Тр. Перервинской правосл. ДС. 2011. № 3. С. 14-24; Куковской О. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XIX-XX вв.] // Платоновские чт. М., 2006. Вып. 2. С. 24-33; Павлова А. Л. Иверский собор Николо-Перервинского мон-ря в контексте истории отеч. архитектуры // Там же. С. 76-82; Харин А., иерей. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XVIII-XIX вв.] // Там же. С. 9-23; Аверьянов К. А. О времени основания Николо-Угрешского мон-ря // Археология Подмосковья: Мат-лы науч. семинара. М., 2007. Вып. 3. С. 345-348; Николо-Перервинский мон-рь // Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы (юго-вост. и юж. части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 183-193; Николо-Перервинская обитель: Кр. ист. обзор. М., 20082, 20183; Мирошина Е. О. Неорус. стиль в монументальной живописи Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря // Acаdemia. М., 2010. № 3. С. III-VIII; она же. Монументальная живопись Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря в Москве: Иконографические и стилистические особенности. Процесс реставрации // Россия. Грузия. Христианский Восток: Духовные и культурные связи: Сб. ст. по мат-лам V науч. чт., посвящ. памяти Д. И. Арсенишвили. М., 2018. С. 137-146. (Тр. ЦМиАР; Т. 15); она же. Особенности живописной декорации и реставрация стенописей храма святителя Николая Чудотворца Николо-Перервинского мон-ря в Москве // XXVII Междунар. Рождественские образоват. чт.: Молодежь: свобода и ответственность. М., 2019. Ч. 2. С. 168-173; она же. Настенные росписи Успенской церкви Николо-Перервинского мон-ря: Исслед. храмовой программы в ходе реставрационных работ. Анализ отдельных сюжетов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА (в печати); она же. Реставрация росписей надвратной ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в Николо-Перервинском мон-ре (2013-2018 гг.) (в печати); она же. Реставрация трапезной части храма св. прп. Сергия Радонежского и четверика храма свт. Николая Чудотворца (в печати); Леонид (Толмачёв), иером. (впосл. еп.). История Николаевского Перервинского мон-ря в период его существования с 1690 по 1774 г. // Тр. Перервинской правосл. ДС. 2012. № 5(2). С. 103-122; он же. Перервинский мон-рь в период управления Моск. епархией митр. Платона (Левшина) // Там же. № 6(3). С. 4-28; он же. Перервинское ДУ в 1890-1918 гг. // Платоновские чт. М., 2012. Вып. 8. С. 74-81; он же. Состояние Николаевского Перервинского мон-ря до святительства патр. Адриана: Историография вопроса // Тр. Перервинской правосл. ДС. 2012. № 4(1). С. 97-110; он же. Деятельность в Перервинском мон-ре ближайших преемников митр. Платона (Левшина) // Там же. 2013. № 7. С. 27-48; он же. Митрополиты Московские и Николо-Перервинский мон-рь в 1868-1917 гг. // Там же. № 8. С. 40-62; он же. Перервинский мон-рь после 1917 г. // Там же. № 9. С. 51-74; он же. Насельники Николо-Перервинского мон-ря // Там же. 2014. № 10. С. 107-147; он же. Еп. Никодим (Казанцев) на покое в Перервинском мон-ре (1870-1874 гг.) // Платоновские чт. М., 2015. Вып. 11. С. 74-88; он же. Воспоминания о Перерве в «Памятных записках» архиеп. Никона (Рождественского) // Там же. 2016. Вып. 12. С. 8-19; Архипов С. А., Рудовая Е. А. Перервинская ДС. М., 20142; Скурат Н., прот. Нек-рые факты из истории хозяйственной деятельности Николо-Перервинского мон-ря в 60-70-х гг. XIX в. по мат-лам ЦГА Москвы // Платоновские чт. М., 2015. Вып. 11. С. 89-103.
А. П. П., Е. О. Мирошина, Е. Г. Одинец
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Архивы монастырские Святыни русских монастырей Некрополи Перервинский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь на левом берегу р. Москвы, ныне в черте Москвы; в наст. время - Патриаршее подворье РПЦ
См.также:
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
ЛАВРЕНТИЕВ КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии)
ЛЕБЯЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Лебяжская Черноморская Екатерино-Николаевская пуст. Ейской и Тимашевской епархии)
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спаса на Бору), находился в Московском Кремле
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской митрополии)
НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.)
НИЛОВА СТОЛОБЕНСКАЯ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (Тверской епархии Тверской митрополи)
НОВОСПАССКИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве